|
Работы ИПИ РАН в области построения информационно-телекоммуникационных систем высокой доступности
В РАН сформировалось научное направление теоретических исследований - "Построение информационно-телекоммуникационных систем высокой доступности", работы по которому были развернуты в нашем Институте. Выполнен широкий круг фундаментальных исследований по поиску подходов и определению принципов построения современных, масштаба всей страны информационно-телекоммуникационных систем (ИТС) высокой доступности (ВД), которые составляют неотъемлемую часть и обеспечивают непрерывность критически важных для страны направлений деятельности.
Разработаны основные системно-технические принципы и базовые архитектурные решения построения перспективных для условий России ИТС ВД с централизованной обработкой и хранением информации, определены принципы, методы и математические основы рационального построения коллективных центров обработки информации (КЦОИ) и оптимизации средств восстановления функционирования после возникновения отказов и катастроф, передачи и хранения данных, обеспечения информационной безопасности при достижении минимальной совокупной стоимости владения такими комплексами.
Результаты исследований нашли практическое воплощение при реализации ряда крупномасштабных проектов в Банке России, направленных на совершенствование и развитие ИТС БР, в которых участвовал ИПИ РАН. В течение полутора десятка лет Институт провел комплекс работ в интересах Банка России, а с 2001 года работы велись в соответствии с "Соглашением между Центральным банком РФ и Российской академии наук о сотрудничестве в области повышения эффективности применения современных средств информатизации"
Это Соглашение предусматривает проведение силами РАН научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развитию электронных информационных технологий Банка России, а также оказание помощи в руководстве сложными проектами, носящими системный характер. В соответствии с Соглашением РАН осуществляет научно-методическое руководство исследованиями и прилагает все необходимые усилия по оптимизации экономических характеристик, в частности за счет снижения:
- трудоемкости разработки, применяя новейшие методы проектирования информационных систем;
- эксплуатационных затрат на автоматизированные системы, применяя современные системно-технические средства, обслуживаемые в ходе эксплуатации только централизованно.
Соглашение определило головным исполнителем - ИПИ РАН, возложив на него ответственность за организацию выполнения всех работ по указанным направлениям, с предоставлением права формирования кооперации соисполнителей.
В соответствии с указанным Соглашением наш Институт разработал концепции развития ИТС БР сначала до 2008, а затем до 2013 года, которые были приняты в качестве основы проведения технической политики. Была обоснована технология перехода от существовавших 78 региональных ЦОИ на ограниченное число (не больше трех) высоко-производительных коллективных катастрофоустойчивых центров обработки информации (КЦОИ).
Под общим руководством Института совместно с другими исполнителями были разработаны проекты аппаратно-программного стенда на основе ЭВМ zSeries в 2001 году, а затем последовательно построены три территориально-распределенных коллективных центра обработки информации (КЦОИ), которые были объединены в катастрофоустойчивую территориально-распределенную систему централизованной обработки информации Банка России. Институт осуществлял техническое проектирование, научно-техническое сопровождение создания и ввода в эксплуатацию этих центров.
Впервые в отечественной практике в банковской сфере решена принципиально новая, крупнейшая по постановке, исследованию и масштабам решения научно-техническая проблема - создание уникальной по своим характеристикам системы коллективной обработки информации Банка России - катастрофоустойчивой территориально-распределенной информационно-телекоммуникационной системы централизованной обработки банковской информации. Существенно повышена эффективность функционирования электронной платежной системы всей страны за счет применения принципиально новых научно-технических решений, подходов и методов при переходе к централизованному способу обработки и хранения банковской информации.
Содержание работы составляют теоретические и экспериментальные исследования, технические требования к системе, методы проектирования и оценки показателей эффективности, тиражируемые технические решения, проектирование и создание системы.
Практический эффект внедрения системы.
Осуществлено рациональное перераспределение функций между федеральным и региональным уровнями с учетом вертикали Банка России. Созданы условия для выполнения расчетов по срочным платежам в реальном масштабе времени. Стратегическая устойчивость и высокая доступность платежной системы (24 часа в сутки) сохраняется при любых ситуациях, в том числе и при широкомасштабных катастрофах. Потенциальный ущерб для страны при остановке такой системы определяется суммой ежедневно проводимых платежей - до 10 триллионов рублей.
Экономический эффект.
Стоимость выполнения одного платежа снизилась с 11 рублей (2003 г.) до 1 рубля (2007 г.), что дает годовой эффект 0,6 млрд. долларов США. Финансовые затраты на систему полностью окупились. Ускорение проведения платежа с 2,5 часов до 2 минут увеличивает суммарную ликвидность участников расчетов до 35 млрд. долларов США, что оказывает стимулирующее влияние на экономику страны.
За создание этой системы коллективу, в состав которого вошли три сотрудника Института, в 2011 году была присуждена Премия Правительства РФ в области науки и техники.
Одновременно, проводился комплекс работ по развитию телекоммуникационной составляющей, средств обеспечения информационной безопасности, управления функционированием и эксплуатацией этой системы.
С 2010 года Институт осуществляет научно-методическое сопровождение работ, проводимых в Банке России, по созданию Централизованной информационно-аналитической системы Банка России (ЦИАС БР) и включающих построение унифицированной вычислительной среды корпоративных приложений, консолидацию и централизацию вычислительных и информационных ресурсов Банка России на КЦОИ, создание централизованного корпоративного хранилища данных как источника данных аналитических приложений, внедрение средств перспективной ЦИАС в центральном аппарате и территориальных учреждениях, обеспечение высокой доступности ЦИАС БР.
Создание ЦИАС БР на основе предлагаемой архитектуры позволит:
- повысить эффективность и бесперебойность функционирования банковской системы России, ее прозрачность и управляемость за счет централизации информа-ционного и аналитического обслуживания функциональных подразделений, созда-ния компонентов единого информационного пространства, консолидации ресурсов информационно-аналитических систем Банка России;
- эффективно перераспределить обработку аналитической информации;
- обеспечить клиентам Банка России независимо от их местоположения пре-доставление услуг ЦИАС БР;
- минимизировать риски нарушения информационной безопасности приклад-ных систем в условиях консолидации хранения и обработки данных на КЦОИ;
- обеспечить высокую доступность и катастрофоустойчивость ЦИАС БР.
Изменение климата - один из наиболее критичных глобальных вызовов окружающей среды. В ИПИ РАН мы верим, что профилактический подход - ключевой фактор при решении проблемы изменения климата.
Цели экологической политики ИПИ РАН следующие:
- предоставить безопасное и здоровое рабочее место для наших работников;
- сохранять природные ресурсы, используя поставки и заказывая материалы вторичной переработки;
- снизить уровень отходов, используя рабочий процесс, который не влияет на окружающую среду, упрощая и спрямляя бюрократические операции, и поддерживать безопасный и ответственный вывоз отходов;
- гарантировать ответственное использование энергии, сохраняя её, повышая эффективность её использования и давая предпочтение возобновляемым источникам энергии перед невозобновляемыми, когда это возможно;
Наши работники проинструктированы сообщать руководству о любой проблеме с экологией, здоровьем или безопасностью. Если такие проблемы возникают, руководство должно реагировать соответственно ситуации.
Мы продолжаем снижать уровень бумажных отходов, потребления энергии и воды в наших помещениях.
ИПИ РАН поощряет своих работников участвовать в экологических программах и работать с местными экологическими организациями, чтобы внести изменения. Наш коллектив иногда добровольно участвует в местных экологических инициативах, таких как очистка территории и перестройка.
|
В 2013 году ИПИ РАН планирует начать полностью распространять экологические требования в части экономии энергии, утилизации и вторичной переработки отходов, выброса парниковых газов категории 1 и 2, обнародования экологических показателей, сведений об их улучшении, других экологических аспектов, в том числе сведений о штрафах и других взысканиях, наложенных регулятивными органами на своих поставщиков, активно участвующих в изготовлении продуктов или деталей и/или предоставлении услуг.
|
В 2013 году ИПИ РАН планирует начать подготовку к сертификации по экологическому стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-2007
|
|
Climate change is one of the most critical global environmental challenges facing the planet. At IPI RAN, we believe that proactive approach is the key factor when addressing the problem of climate change.
The objective s of our corporate environmental policy are the following:
- To provide a safe and healthy workplace for our employees.
- To save natural resources by reusing supplies and purchasing recycled materials.
- To reduce waste using working processes that do not affect the environment, simplify and streamline our office operations, and promote safe and responsible waste disposal.
- To ensure the responsible use of energy by conserving it, improving its efficiency, and giving preference to renewable over non-renewable energy sources when possible.
The workers are instructed to report any environmental, health or safety concerns to the management. Should any issues arise, the managers are to react accordingly.
We are continuing to reduce paper waste, energy and water consumption in our facilities.
IPI RAN encourages all its employees to engage in environmental programs and work with the local communities to make a difference. Our project teams occasionally volunteer in local public initiatives, such as territory cleanup and redevelopment.
|
|
|
|
|
|
|